Гастроли театра BT по городам Казахстана

Что такое театр BT
Театр BT официально открылся в День театра, 27 марта 2013 года. Его название расшифровывается как вusiness тheatre – формат изначально предполагал совмещение бизнес-тренингов и постановок, то есть практическое воплощение мировой концепции A2B – art-2-business, интеграции искусства в повседневную жизнь и бизнес. Основательница и директор BT – Айгуль Султанбекова – бывший финансовый директор банка, которая круто изменила направление деятельности после прохождения актерских курсов. За 10 лет театр менял составы, места дислокации, уходил в "анабиоз", однако сумел создать много ярких проектов, коллабораций и зажечь не одну звезду. Чем продолжает заниматься и сейчас - передает Onenews.kz со ссылкой на Zakon.kz.
 
Как известно, любой театр начинается с вешалки. Но не каждый раз в гардеробе вам помогает основатель и продюсер театра. В день премьеры "Дом посреди Весны" на сцене театра "Оркен" Айгуль Султанбекова – продюсер и основательница BT – принимала одежду зрителей и одновременно рассказывала о театре и о спектакле.
 
Вещать перед публикой ей приходилось уже не раз, однажды даже экстренно. Так, на международном фестивале камерных театров и малых форм "АrtОкраина", проходившем в 2015 году в Санкт-Петербурге, за 10 минут до выхода на сцену выяснилось, что неисправен шнур, который дает звук, и Айгуль "играла спектакль одного актера" 40 минут, пока искали шнур на замену. Тогда среди 149 спектаклей разных театров, в том числе из Москвы, Питера, Франции и Сербии, постановка театра BT "Одноклассники. Уроки жизни", которую театр создал к 75-летию Победы, получила Гран-при. На "АrtОкраине" всех шокировало, что никому не известный театр из Казахстана забрал главный приз. В этом спектакле судьбы персонажей – польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса – прослеживаются с конца 1920-х годов вплоть до наших дней. Пьесу Тадеуш Слободзянек написал в 2008 году, и тогда же ее прочитали в тель-авивской "Габиме", в 2009 году в Национальном театре в Лондоне состоялась ее мировая премьера, в варшавском "Театре на Воли" она была поставлена осенью 2010 года. Тогда же "Одноклассников" отметили главной литературной премией Польши "Нике". Этот спектакль ВТ стал призером фестиваля "Встречи в России" в Санкт-Петербурге в 2016 году, был признан лучшим спектаклем 2015 года в Алматы. Срежиссировал его Барзу Абдураззаков, заслуженный артист Республики Таджикистан. Основатель "Тикетона", посмотрев "Одноклассников", сказал, что это единственный спектакль, на котором он плакал, и он хочет, чтобы его увидело как можно больше людей.
 
Новая работа ВТ – спектакль "Дом посреди Весны". Изначально спектакль ставился на большую сцену алматинского представительства Фонда первого президента, но решили попробовать адаптировать его и на камерную сцену театра "Оркен". Автор пьесы, французский драматург румынского происхождения Эжен Ионеско, начал писать во второй половине XX века, и сначала никто даже не представлял, как определить жанр его творчества. Лишь спустя 11 лет, в 1962 году, английский драматург и критик Мартин Эсслин назвал его театром абсурда. Ионеско был против такого наименования, так как считал, что жизнь не менее абсурдна, чем его произведения. Он говорил, что пишет не для логики, не для мозгов. В его пьесах очень много метафор, аллегорий, все действия изначально воспринимаются как алогичные и не связанные между собой, но на самом деле, как только восприятие настраивается, легко угадывается общая канва. Отсутствие видимой логики помогает обращаться к иррациональному, к чувствам, к эмпатии.
 
В свою очередь Саулюс Варнас, литовский режиссер, который ставил этот спектакль для BT, назвал жанр постановки поэтическим абсурдом. По словам Айгуль Султанбековой, ставить Эжена Ионеско – высший пилотаж, очень сложная задача, за которую редко кто берется, потому что это вершина, не каждому подвластная. Продюсеры напрягаются, когда режиссеры предлагают поставить Ионеско. Но именно эту пьесу захотел поставить Саулюс Варнас, когда Айгуль пригласила его к сотрудничеству.
 
"Литовский режиссер Саулюс Варнас из плеяды таких отличных режиссеров, как Римас Туминас, Эймунтас Някрошюс. Я видела его в Питере, он со светом работает, как Бог. Это литовская школа, совсем другая подача, чем привыкли видеть зрители Алматы. Мне захотелось привести его, чтобы показать такой подход. Саулюс и решил поставить Эжена Ионеско, сказав: "Пусть это имя вас не пугает. Я сделаю это легко и красиво". Пьеса "Жажда и голод", которая легла в основу спектакля, была написана в 1965 году, но она актуальна по сей день. Спектакль очень многослойный, каждый раз при просмотре я открываю для себя что-то новое. Сам автор многослойный, плюс режиссер многослойный, плюс мы старались подобрать лучших актеров. Марат Амираев – выпускник ГИТИСа, работал в Бишкеке и долгое время был там главной звездой. Нам просто посчастливилось, что он сейчас служит в Алматы. Он активно снимается в кино, но мы его ангажировали, и в этом спектакле он играет главную роль. Я изначально видела его в роли Жана, и когда он репетировал, то говорил: "Боже мой, я самого себя играю!". Остальных актеров отбирали по мере того, как проходил кастинг. Алтыншаш Шаяхметова (Мадлен) активно снимается в отечественных сериалах. К нам приходят кастинг-директоры и забирают наших актеров, и я потом злая, не могу их собрать, потому что они все на съемках. В "Доме" должны были играть изначально актеры, участвующие в "Одноклассниках", но за счет того, что они все уже были ангажированы на это время, состав сменился. Одна была на Венецианском фестивале в сентябре, другая на другом фестивале получила приз за лучшую женскую роль, третий ведет утреннюю телепередачу", – рассказывает Айгуль Султанбекова.
Что делал BT все эти годы
BT три года – 2013, 2014, 2015 – базировался в ТД "Евразия", с 2016 по 2020-й – в помещении театра "Жас Сахна", где Айгуль также год была директором. В те годы спектакли выпускались под брендом этого театра. Члены команды BT были первыми, кто инициировал "Ночь в театре" в 2014 году. В 2017 году основали проект Drama.kz. В 2018 году по приглашению BT на гастроли в Алматы приезжал питерский театр "За Черной речкой". Они выступали на большой и малой сценах в Театре им. Лермонтова. Потом два года команда BT разрабатывала проект отечественного радиотеатра. Но делать хороший радиотеатр с хорошим составом, по словам Айгуль Султанбековой, – достаточно затратное удовольствие. Поэтому пришлось эту идею отложить. Локдаун и пандемия тоже дались театру нелегко.
 
В 2021 году труппа вновь собралась. В 2022 году Фонд первого президента выделил помещение в здании его алматинского представительства специально для того, чтобы играть спектакль "Одноклассники. Уроки жизни", тогда же возникла идея поставить новый спектакль, чтобы с ним вернуться к зрителю.
 
"Это камбэк на другой ноте, потому что, когда ты возвращаешься, от тебя уже чего-то ожидают. Для эффектного возвращения был выбран спектакль "Дом посреди Весны". Средства на постановку собирались в том числе при помощи краудфандинга", – говорит Айгуль Султанбекова.
 
О проекте Drama.kz
В 2017 году Айгуль Султанбекова совместно с российским драматургом Олжасом Жанайдаровым при поддержке Союза театральных деятелей России и 19 партнеров из Казахстана, в числе которых Академия Жургенова и все алматинские театры, основали фестиваль современной драматургии Drama.kz. Он достаточно успешно, с полными залами, проходит уже шесть лет. Это безоплатный проект. Люди, которые хотят писать пьесы, обучались там без оплаты, все актеры, участвующие в читках, также делали это, не получая денег.
 
"Мы все понимаем, что если сейчас не будет зарождаться новая казахстанская пьеса, то будущего у казахстанского театра не возникнет. Мы столкнулись с тем, что играем поляков, турков, берем российские пьесы, в крайнем случае адаптируем под наши реалии, меняем имена на казахские – и играем. Уже с первой "Драмы.кз" у нас были интересные пьесы, которые ставили по регионам. Так как у меня самой на тот момент труппы не было, я просто занималась "Драмой.кз". Изначально мы обучали людей, которые пишут прозу, а писать для театра – это совершенно другая специфика. Или это были люди, которые пишут для кино. Сейчас уровень пьес значительно вырос. Первые читки проходили на малой сцене Театра Лермонтова, где нас поддержали с самого начала. В скором времени там начнут отбирать пьесы для постановки из работ участников фестиваля, поскольку уже появилась театральная форма и интересные темы. В 2022 году все читки прошли с аншлагом и достаточно бурным обсуждением. Во многом это связано с тем, что в настоящее время 150 театральных деятелей из России находятся в Алматы. Айнур Карим, участница второй "Драмы.кз" (2018 года), в 2020 году выиграла конкурс радиодраматургии, организованный BBC World, в номинации "Английский язык как второй язык" с пьесой "Паспорт". В 2022 году ее пьесы опубликовали в Нью-Йорке. Это наша особенная гордость. Надо сказать, что работы Айнур Карим, как и нескольких других участников проекта "Драма.кз", уже не раз входили в шорт-лист российского фестиваля драматургии "Любимовка".
Впечатления о спектакле "Дом посреди Весны"
В своем новом спектакле "Дом посреди Весны" театр размышляет на тему, о чем думается за чертой, разделяющей жизнь и смерть, что становится там важным, какие чувства будоражат душу. Спектакль поставлен по пьесе классика театрального авангарда и отца абсурдизма Эжена Ионеско. Видимо, поэтому в нем достаточно и абсурдизма, и авангарда, но именно это становится очень удачным фоном, на котором актеры яркими мазками рисуют человеческие драмы – неискупимую вину, жажду полной жизни и страх серости, тоску по утерянной любви, недоумение от потери близкого. Поэтика абсурдизма вводит в измененное состояние сознания, в котором мозаика из различных историй и образов складывается в единую картину, будто кричащую: "цените каждый момент и все, что у вас есть, берегите близких, живите полной жизнью!!!". Замечательной была игра актеров. Больше всего задеть за живое сумели исполнители центральных ролей Марат Амираев (снимался в фильмах "Батырлар", "Иван Грозный", сериале "Упертый"), Алтыншаш Шаяхметова (в кино "Игрок", I go to school) и удивительная Галина Табала, воплотившая сразу три образа.
 
Сейчас у театра нет постоянной площадки, но показы спектакля "Дом посреди Весны" – в планах. Девиз театра – "Всегда Открытие", так что ждем, чем и когда BТ удивит в следующий раз, а с 22 по 27 сентября его спектакль "Одноклассники. Уроки гармонии" смогут посмотреть зрители Караганды, Астаны, Кокшетау, Семея и Усть-Каменогорска на сценах ведущих театров этих городов.

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии