"Умные" города должны появиться в РК
editor3 19-дек, 10:30 193 Право"Умный" город (Smart City) — это инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии и другие средства для повышения качества жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, природоохранных, а также культурных аспектах, передает Onenews.kz со ссылкой на Legalacts.egov.kz.
Целями "умного" города являются:
обеспечение безопасных и комфортных условий для жизни граждан;
формирование эффективной системы управления городским хозяйством;
повышение конкурентоспособности города.
Ключевые принципы развития "умного" города:
человекоцентричность – максимальная ориентация на человека и его потребности;
акцент на экономической эффективности;
ориентированность на качества управления городскими ресурсами.
Реализация цифровых инициатив по построению "умных" городов осуществляется местными исполнительными органами.
6. Центральные государственные органы в пределах своей компетенции оказывают содействие местным исполнительным органам в реализации и методологическом сопровождении цифровых инициатив "умных" городов.
Координация вопросов построения и развития "умных" городов на республиканском уровне осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации.
Сферы жизнедеятельности "умного" города
Проекты "умного" города реализуются по 10 сферам:
Образование;
Транспорт и логистика;
Дорожная инфраструктура;
Здравоохранение;
Безопасность;
Туризм, культура;
Экология;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Управление городом;
ИКТ.
Первым этапом на пути к реализации компонентов "умного" города является создание рабочей группы (на уровне области, города республиканского значения и столицы) по вопросам развития "умного" города.
Общее руководство деятельностью рабочей группы осуществляет заместитель первого руководителя местного исполнительного органа, курирующий вопросы развития цифровизации (CDO).
Для оказания методологической и экспертной поддержки, формирования системного и комплексного подхода в рабочую группу включаются представители соответствующих структурных подразделений местного исполнительного органа, научных организаций, бизнес-сообщества, депутатов маслихатов разного уровня, общественных объединений.
Вторым этапом является обследование города на предмет необходимых преобразований и готовности к их проведению и внедрению.
В рамках данного обследования формируется представление о городе, особенностях его развития, потребностях его жителей, бизнеса и прочее. Важно учитывать ограничения ресурсов или проблемы, с которыми сталкиваются местные органы власти.
Для эффективного планирования построения "умного" города рабочая группа проводит оценку приоритетности реализации проектов.
Оценка осуществляется путем сопоставления проектов по 6 критериям:
приоритетность сферы реализации цифровых инициатив;
политические критерии;
экономические критерии;
социальные критерии;
технологические критерии;
финансовые критерии.
Оценка приоритетности реализации цифровых инициатив проводится местными исполнительными органами ежегодно в начале отчетного года.
Результатом работы на данном этапе является протокол рабочей группы, в котором отражается комплексный обзор общей ситуации в городе, наиболее перспективные проекты в рамках сфер "умного" города, а также тех аспектов жизни горожан, которые требуют первоочередного решения.
На третьем этапе рабочая группа готовит проект дорожной карты по развитию "умного" города.
В проекте Дорожной карты определяют конкретные проекты по выбранным в качестве приоритетных направлений, сроки реализации, ответственные исполнители, ожидаемые результаты (в том числе содержащие измеримые количественные показатели их достижения). В проект включаются как новые проекты, так и модернизация уже существующих.
Предусматривается, чьто проекты дорожных карт по развитию "умного" города разрабатываются в течение трех месяцев на 3 года по различным сферам.
На четвертом этапе проект дорожной карты представляется уполномоченному органу в сфере информатизации для рассмотрения и последующего согласования.
Затем уполномоченным органом устанавливаются ключевые показатели эффективности индивидуально для каждого проекта и региона за промежуточный и итоговый период реализации проекта.
Дорожная карта утверждается первыми руководителями соответствующего акимата и уполномоченного органа.
Дорожные карты по развитию "умного" города в срок не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения размещаются государственными органами на официальном интернет-ресурсе, а также в информационной системе проектного управления.
Список базовых показателей проектов "умного" города
Жилищно-коммунальное хозяйство
Оснащенность многоквартирных жилых домов общедомовыми "умными" приборами учета (вода/тепло).
Оснащенность индивидуальными "умными" приборами учета (Вода/тепло/электроэнергия).
Сбор данных с "умных" приборов учета.
Единый расчетный центр.
Мониторинг водоснабжения посредством информационно-коммуникационных технологий.
Эффект от применения "умных" счетчиков.
"Умное" освещение.
Портал по автоматизации взаимодействия поставщиков коммунальных услуг с услугополучателями.
Экология
Применение инструментов контроля состояния атмосферного воздуха.
Мониторинг вывоза твердых бытовых отходов.
Оцифровка контейнерных площадок.
Транспорт и логистика
Электронная система оплаты проезда.
Диспетчеризация общественного транспорта.
Дорожная инфраструктура
"Умные" парковки.
"Умные" светофоры.
Безопасность
"Умные" системы видеонаблюдения.
Автоматическая фиксация правонарушений.
"Ковровое" покрытие.
Образование
Скорость интернета в школах.
Оснащенность компьютерной техникой.
Наличие системы контроля и управлением доступом.
Управление городом
Единый контакт-центр 109.
Региональная геоинформационная система.
Ситуационный центр.
Информационно-коммуникационные технологии
Покрытие 4G
Покрытие 5G
IT-ваучеры
IT-хабы
Туризм и культура
Цифровые музеи и библиотеки.
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 29 декабря.