По вопросам архивных документов внесутся изменения в законодательстве

Так, говорится, что обеспечение сохранности документов является одним из основных задач государственных архивов. Сохранность документов напрямую взаимосвязана с состоянием материально-технической базы, которая не у всех архивов одинаковая, передает Onenews.kz со ссылкой на Legalacts.egov.kz.
 
Современная материально-техническая база большинства архивов морально и физически устарела и не отвечает современным стандартам и требованиям. В некоторых государственных районных архивах до сих пор используется печное отопление.
 
Анализ ситуации показал, что в связи с цифровизацией и формированием электронных документов на сегодня имеются факты безвозвратной утраты документов как Национального архивного фонда, так и по личному составу.
 
"К примеру, при научно-технической экспертизе ценности документов выявлены факты утери документов в 6-ти центральных государственных органах и их структурных подразделениях, имеющих статус юридического лица в количестве свыше 1 100 дел", - говорится в документе.
 
Вместе с тем в Минкультуры отмечают, что произошедшие в этой сфере перемены в значительной степени связаны с возрастающим применением информационных технологий, цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы, формирования архивов электронных документов. Что в свою очередь требует совершенствование законодательства.
 
С учетом этих факторов и в целях совершенствования законодательства в области архивного дела разработан проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архивного дела", который предусматривает:
 
1. Расширение сферы действия закона, регулирующего общественные отношения в области формирования, хранения и использования не только документов Национального архивного фонда РК (т.е. документов подлежащих постоянному, вечному хранению), но и других архивных документов, в том числе по личному составу (с временными сроками хранения). Документы по личному составу обеспечивают защиту социальных прав и законных интересов граждан.
 
2. Расширение и уточнение понятийного аппарата на 9 терминов:
 
источник комплектования архива;
электронный архивный документ;
депозитарное хранение архивных документов;
обеспечение сохранности документов;
документы по личному составу;
постоянное хранение документов НАФ;
временное хранение архивных документов;
временное хранение документов НАФ;
обязательный экземпляр аудиовизуальных документов. 
3. Расширение состава Национального архивного фонда.
 
Так, дополнено, что в состав Национального архивного фонда входят архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения.
 
Также дополнены разновидности документов:
 
опытно-конструкторская, градостроительная документация;
рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары;
копии архивных документов на правах подлинников.
4. Детализация порядка отнесения документов к составу НАФ, их хранения, прав собственности на архивные документы в том числе. при реорганизации либо ликвидации юридических лиц, а также передачи на государственное хранение в упорядоченном виде.
 
Так, в пункт 2 статьи 11 закона в части перечня архивов, имеющих право хранения документов НАФ, включены районные архивы, в пункт 4 статьи 11 – по обязательству хранения и использованию НАФ – государственные архивы областей, городов и районов.
 
Новая редакция статьи 13 предусматривает передачу ведомственными архивами документов в упорядоченном виде на постоянное хранение в государственные архивы.
 
5. В Республике Казахстан хранение и использование документов Национального архивного фонда и по личному составу, в том числе содержащих многоаспектную информацию о трудовой деятельности, здоровье, официальных заслугах граждан и так далее, необходимую для реализации их законных интересов и прав, осуществляют архивы.
 
Эта документация, еще длительное время будет востребована в повседневной жизни человека, определяя его гражданский статус, правовую защиту и социальное обеспечение. Поэтому сохранение таких документов, в том числе при ликвидации организаций, должно быть предметом защиты со стороны государства.
 
Также отмечается, что в последние годы увеличилось количество обращений юридических и физических лиц о невозможности подтверждения сведений о наличии движимого и недвижимого имущества, трудовой деятельности, размера заработной платы и других необходимых документов, обеспечивающих конституционные права граждан.
 
В связи с чем закон дополнен пунктом, предусматривающим обязанность по обеспечению сохранности документов Национального архивного фонда и по личному составу юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
 
6. Для сохранения историко-культурного наследия в части аудиовизуальных документов и полноценного комплектования НАФ документами, фиксирующими события и факты истории независимого Казахстана предусматривается сдача обязательного экземпляра аудиовизуальных документов юридическими лицами, участвующие в создании, публикации (производстве), трансляции и распространении аудиовизуальной документации.
 
7. В условиях цифровой трансформации в современном мире основной задачей является обеспечение защиты персональных данных и сведений, содержащие тайну личной жизни граждан.
 
В Национальном архивном фонде и документах по личному составу хранятся сведения касающиеся интересов третьих лиц, в том числе документы о наличии движимого и недвижимого имущества, сведения, содержащие персональные данные, финансовые и другие.
 
Так, в пункте 4 статьи 15 Закона предусмотрен порядок доступа к архивным документам и выдача сведений при обращении третьих лиц.
 
Также предусмотрено исключение подпункта закона "О персональных данных и их защите", который ранее предусматривал нераспространение данного закона на отношения, возникающие при формировании, хранении и использовании документов НАФ РК и других архивных документов, содержащих персональные данные. Исключение данного пункта позволит архивам обеспечить защиту сведений персональных данных граждан, имеющихся в архивных фондах.
 
8. Для обеспечения сохранности документов, в том числе электронных в республике внедрена информационная система "Единый электронный архив документов", автоматизирующий основные процессы деятельности ведомственных и государственных архивов, в том числе передачу электронных документов на государственное хранение.
 
В связи с чем, внесены поправки в статью 15-1 Закона, регламентирующие перевод архивных документов в электронную форму. Если ранее нормой закона была предусмотрена обязанность ведомственных архивов по переводу архивных документов, необходимых для оказания государственных услуг, в электронную форму на постоянной основе, то новая редакция обязывает перевод документов Национального архивного фонда и по личному составу в электронную форму на постоянной основе ведомственными архивами государственных и негосударственных организаций с целью дальнейшей их передачи в государственные архивы.
 
Кроме того, согласно новой редакции пункта 3 данной статьи "доступ к архивным документам, переведенным в электронную форму, является открытым для всех пользователей документов НАФ".
 
9. Расширены компетенции уполномоченного и местного исполнительных органов.
 
Так, пункт 2 статьи 18 Закона в части государственного регулирования архивного дела, осуществляемого уполномоченным органом дополнен компетенциями по внесению предложений правительству РК присвоения статуса "Национальный" государственным архивам, утверждения методики расчетов исчисление цен и прейскуранта цен по платным видам деятельности по реализации товаров (работ, услуг), норм времени на работы и услуги, выполняемые государственными архивами, а также положения Научно-методического совета по рассмотрению вопросов в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления,
 
Обеспечение сохранности архивных документов Национального архивного фонда РК для последующих поколений напрямую связано с состоянием материально-технической базы архивных учреждений.
 
При этом выделение трансфертов из республиканского бюджета на строительство объектов архивов не предусматривается в связи с отсутствием соответствующей нормы в законодательстве.
 
Вместе с тем в законе вводится норма по компетенции:
 
уполномоченного органа в части возможности осуществлять финансирование на строительство, реконструкцию и ремонт зданий государственных архивов;
местного исполнительного органа – выступать заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту зданий государственных архивов.
10. Ежегодно государственными архивами оказываются порядка 350-400 тыс. социально-правовых запросов. Большинство из них касается информации о трудовой деятельности, здоровье, официальных заслугах граждан и т.д., которая содержится в документах по личному составу.
 
Вместе с тем, на 1 января 2022 года на запросы социально-правового характера даны свыше 36% отрицательных ответов. Прежде всего, это связано с тем, что существенная часть юридических лиц при ликвидации не обеспечивает передачу на государственное хранение документов Национального архивного фонда и по личному составу.
 
В связи с чем предусмотрено введение нормы в закон "О реабилитации и банкротстве", обязывающей организацию упорядочения (научно-техническая обработка) архивных документов банкротируемого предприятия и передачу их в соответствующий архив банкротным управляющим.
 
11. В Закон "О государственных закупках" вносится норма, предоставляющая государственным архивам проводить упорядочивание архивных документов для физических и юридических лиц на платной основе путем прямого заключения договора из одного источника, что обеспечит сохранность и качественный состав НАФ.
 
12. Также в законопроекте предусмотрены нормы по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс, закон "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий", а также в постановление правительства "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий" в части включения работников архивов в перечень категорий, которым предусмотрена оплата надбавки в размере 25% за работу в сельской местности по решению местных представительных органов. 
 
Эта норма связана с тем, что сейчас работники районных государственных архивов не получают выплату надбавок за работу в сельской местности в размере 25% от должностного оклада. Это в свою очередь вызывает социальное напряжение среди сотрудников районных государственных архивов.
 
Консультативный документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 26 декабря.

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии