Что скрыто в привычных денежных переводах и платежах
editor3 18-окт, 09:30 193 ФинансыСовершать оплаты через QR-код или покупать что-либо онлайн, или проводить деньги в другую страну, нажав всего лишь на одну кнопку в мобильном приложении, – все это сегодня стало для нас совсем привычным делом. А ведь на самом деле за этими финансовыми технологиями скрывается очень сложный механизм, вовлекающий сотни информационных систем, а за каждой транзакцией стоит многотысячная армия очень большого количества стейкхолдеров. И что бы вы ни делали, какие бы финансовые операции не осуществляли, везде находится национальная платежная структура, где, собственно, и происходят окончательные расчеты. Об этом мало говорят и еще меньше задумываются. Поэтому и интересны те детали, которыми поделились в своих выступлениях участники форума "Финтех без границ. Цифровая Евразия", рассказывая о том, какие существуют барьеры, которые мешают развитию финтех-индустрии в Казахстане, какие цели преследует Нацбанк и как, собственно, в стране развиваются платежные системы. И, конечно, только взглянув на детальный расклад, понимаешь, какая работа была проведена на самом деле за последние пять лет, передает Onenews.kz со ссылкой на Zakon.kz.
Немного статистики: как устроена безналичная экономика Казахстана
Основа любой инфраструктуры – это платежные системы. По словам начальника Управления политики платежных систем Департамента платежных систем Национального банка РК Арлена Молдабекова, в Казахстане национальная платежная система представлена межбанковской системой перевода денег (RTGS).
Также у нас есть:
система межбанковского клиринга (розничные платежи на нетто основе);
система массовых электронных платежей (быстрые гарантированные платежи).
И два новых инструмента, которые были запущены в прошлом году. И Нацбанк сейчас ведет работу над масштабированием этих систем:
межбансковская система платежных карточек (карточный свитч);
система мгновенных платежей (мгновенные платежи и переводы по упрощенным реквизитам).
Также платежный рынок – это, конечно, частные платежные системы. Это системы денежных переводов и карточные платежные системы. В Казахстане такими поставщиками платежных услуг является 21 банк второго уровня и 115 небанковских платежных организаций, которые проходят аккредитацию в Нацбанке и осуществляют свою деятельность на основании учетной регистрации в Нацбанке. Они занимаются приемом наличных платежей, обработкой платежей в электронном формате и операциями с электронными деньгами.
Начиная с 2018 по 2022 год безналичные транзакции населения увеличились в 16 раз. Так, если в 2018 году пользователи проводили транзакции на сумму в 6,4 трлн тенге, то на конец 2022 года это число выросло до 103,8 трлн тенге. По итогам 8 месяцев 2023 года – 88,6 трлн тенге.
При этом доля трансграничных платежей в розничном товарообороте составляет 83%. В 2018 году она составляла порядка 40%.
Также растет и карточная инфраструктура. Количество POS-терминалов выросло в 7 раз. При этом число предпринимателей, принимающих безналичные платежи, выросло в 8 раз за последние пять лет.
Однако, по словам спикера, самым активно развивающимся инструментом являются онлайн-платежи, которые за тот же период выросли в рекордные 45 раз, и их доля увеличилась на 40 п. п.
"Интернет-платежи, интернет-банкинг сейчас у нас, наверное, является основным инструментом получения банковских финансовых сервисов. Доля активных пользователей интернет и мобильного банкинга за пять лет выросла в 7 раз", – отметил Арлен Молдабеков.
Весьма наглядно, по его словам, статистика показывает, как развивается рынок карточной системы:
в 2017 году количество операций по снятию наличных денег составляло 54%, при этом объем операций по снятию наличных денег составлял 80%;
в 2023 году количество безналичных операций составляет 98%, а объем безналичных операций – 86%.
Если еще недавно все услуги были доступны через бумажные документы, через банковские отделения, то сегодня потребителям финансовых услуг нет нужды идти в отделения и нести кипу бумаг. Да и пластиковыми платежными карточками тоже пользуются все меньше и меньше, предпочитая расплачиваться через мобильные приложения.
Основной инструмент – это мобильный банкинг, где доступны практически все услуги для потребителей:
платежи и переводы (цифровые карты, мгновенные переводы, QR-оплата, интернет-эквайринг, бонусы/кэшбэки),
финансы (кредиты и депозиты, рассрочки (BNPL), инвестиции, страхование),
государственные услуги (цифровые документы, налоги/штрафы/долги, социальные выплаты, регистрация ИП, оформление транспорта),
маркетплейсы (Travel, E-Commerce, E-Grocery, Онлайн сервисы).
"Если говорить о причинах и драйверах роста безналичных платежей, то мы как регулятор считаем, что это определенно заслуга не одного госоргана или субъекта рынка, а, безусловно, комплексная работа. Правительство предоставляет возможность получения госуслуг, интеграции финорганизаций с их сервисами. Нацбанк предоставляет инфраструктуруьрельсов, по которым проводятся платежи, осуществляются операции. И, конечно, банки второго уровня, предоставляющие свою инфраструктуру, удобную для потребителей рынка финансовых услуг", – отметил Арлен Молдабеков.
Особенности цифровой финансовой инфраструктуры
Создание цифровой финансовой инфраструктуры – это следующий этап в создании национальной платежной системы. Это и новый этап для финтеха, над которым сейчас работают Нацбанк и Национальная платежная корпорация.
Здесь национальная платежная система состоит из нескольких сегментов:
системы мгновенных платежей;
межбанковской системы платежных карточек (обработка локальных карточных операций);
системы межбанковского клиринга (клиринг розничных платежей и переводов);
межбанковской системы перевода денег (валютные расчеты в реальном режиме времени).
Также работа ведется в следующих сегментах:
Платформы Open API, куда входит система управления персональными и финансовыми данными потребителей и Open Banking (доступ к финансовым услугам и счетам с помощью приложений сторонних финансовых организаций).
Платформа цифрового тенге (платежи и переводы новой формы денег на базе технологии распределенного реестра).
Антифорд-центр (обмен информацией по мошенническим транзакциям).
Центр обмена идентификационными данными (удаленная индетификация и верификация личностями).
Барьерные рифы в море цифровых финансов
Как отметил в свою очередь председатель правления "Национальная платежная корпорация Казахстана" Бинур Жаленов, вместе со всеми плюсами и преимуществами активного проникновения безналичной экономики, безусловно, встречается и ряд новых вызовов и рисков.
"Они связаны с рыночной концентрацией, потому что сейчас банковские или платежные организации стали больше, чем просто финансовые организации. Сейчас это полноценные цифровые экосистемы, которые обладают своими цифровыми эффектами. И, безусловно, в условиях цифровой экономики рыночная власть этих экосистем иногда чуть выше, чем хотелось бы нам для баланса. И очень важно здесь найти баланс, чтобы продолжала развиваться конкуренция", – пояснил Бинур Жаленов.
Над вызовами бьются и другие игроки международных финансовых систем
Аналогичные вызовы не только у нас в стране, но и по всему миру. Спикер отметил, что здесь есть два подхода. Первый – включить режим жесткого ручного регулирования, когда введение различных правил и сложных законов, обычно приводит к серьезным последствиям – к уничтожению предпринимательской инициативы и инноваций.
Второй подход – это создание равных условий и возможностей для всех. И осуществляется в основном через демократизацию инфраструктуры.
"Поэтому 79 национальных юрисдикций внедрили системы мгновенных платежей (Fast Payments). Цифровые валюты – это тоже реальность. На сегодня 94 центробанка мира изучают внедрение национальных цифровых валют CBDC. 30% – это прогнозируемая доля цифровых платежных инструментов к 2027 году", – заметил Бинур Жаленов.
Он рассказал, что с учетом геополитических рисков, которые сейчас присутствуют, многие государства начали региональные интеграции для осуществления трансграничных платежей. Ярким примером тому является Юго-Восточная Азия, где государства региона интегрируют свои национальные платежные системы, чтобы обеспечить бесперебойность трансграничных платежей. Страны Европы также активно объединяются. Это устойчивый тренд, который будет и дальше развиваться.
Внедрение национальных платежных систем обеспечивает цифровой суверенитет, сокращает транзакционные издержки и демократизирует инфраструктуру для стимулирования конкуренции. Существуют системы, близкие к нам. Так, в России это внедрение карточной системы "Мир", системы быстрых платежей и цифрового рубля (пилотный проект) позволили обеспечить бесперебойность безналичных платежей после событий февраля 2022 года.
В Бразилии в 2020 году была запущена система быстрых платежей PIX, которая за два года захватила 30% доли рынка, удешевив транзакции в 2,5 раза и открыв возможности для более чем 20 новых игроков. Резервный банк Индии внедрил цифровую финансовую структуру IndiaStarck в 2016 году. Это обеспечило рост проникновения безналичных платежей в два раза, в том числе охватывая регионы без интернета, граждан без банковского счета.
"Все эти три кейса объединяет то, что в корне это не какая-то одна система быстрых платежей или просто цифровая идентификация. Это единый организм. Национальная инфраструктура как конструктор позволяет участникам финрынка собирать отличные финтех-сервисы. И, наверное, все эти кейсы могут служить хорошим примером для нас", – резюмировал Бинур Жаленов.
Очевидно, что и казахстанские регуляторы прекрасно понимают, что нужна сбалансированная позиция в отношении цифровых активов, и что прошло время банальных запретов. А развитие национальной платежной системы и цифровой инфраструктуры – тренды, которые не переломить, поскольку весь мир движется в этом направлении. И здесь важно, чтобы наша национальная инфраструктура была адаптирована к этому правильным образом.
В заключение также напомним, что у нас цифровой тенге внедряется в три фазы до 2025 года. И уже в ноябре текущего года будет запущена первая фаза проекта. Также планируют запустить и информационный центр, и потребитель в одном приложении сможет увидеть все свои счета в разных банках.