Отсутствие детей становится причиной распада казахстанских семей

Порядка 15% семей Казахстана разваливается по причине бесплодия и с каждым годом острота этой проблемы растет. Об этом рассказал президент казахстанской Ассоциации репродуктивной медицины, главный репродуктолог РК, профессор, академик НАН РК Вячеслав Локшин. передает onenews.kz со ссылкой на МИА "Казинформ".

- Вячеслав Нотанович, известно, что бесплодие – глобальная проблема, затрагивающая людей во всех странах и во всех слоях общества. Какова ситуация в Казахстане?

- В Казахстане, как и во всем мире, частота бесплодия не уменьшается, и даже есть тенденция к росту. Сегодня она составляет от 12 до 18% в зависимости от региона. Чуть больше в городах, чуть меньше в сельской местности. Ежегодно в нашей стране заключается 150-160 тыс. браков и примерно 20 тыс. семей сталкивается с проблемой бесплодия. Половине из них, как правило, можно помочь медикаментозными либо хирургическими методами лечения. Остальные нуждаются во вспомогательных репродуктивных технологиях. В среднем же каждая шестая семья в нашей стране испытывает проблемы с зачатием.

- С чем связаны такие проблемы?

- Причин бесплодия очень много, но есть ряд тенденций, которые сейчас наиболее активно проявляются. Во-первых, женщины и мужчины сегодня стали позже заключать браки, то есть, возраст деторождения за последние 20 лет увеличился с 24 до 29 лет в Казахстане. А с возрастом репродуктивный потенциал снижается. Вторая тенденция – растет бесплодие с неясной причиной. То есть, люди живут в браке больше года, а порой и больше 5 лет, и беременность не наступает, хотя на первый взгляд причин для бесплодия нет. И есть проблема психологического бесплодия, которая в последнее время, тоже имеет тенденцию к росту.

- Бесплодие остается преимущественно «женской темой»: именно женщин чаще обвиняют в том, что они не могут зачать. Но ведь и мужской фактор в этом вопросе имеет большое значение.

- Бесспорно. Важно понять, что бесплодие имеет мультифакторную причину. Приблизительно 40% попадает на бесплодие, которое диагностируется только у женщин, еще в 30% - только у мужчин. Это и варикоцеле, и непроходимость семявыносящих протоков, и последствия перенесенных воспалительных заболеваний, и многое другое. А еще в 30% - это так называемое комбинированное бесплодие, которое обусловлено причинами как со стороны мужчины, так и со стороны женщины. Действительно, раньше мужчины отрицали свою причастность к бездетности в семье. Но сейчас стало больше информации на эту тему, и многие главы семей в этих вопросах не столь категоричны.

- Каковы причины женского бесплодия?

- Они, естественно, тоже многочисленны. Один из факторов, из-за которого не наступает беременность, связан с непроходимостью маточных труб, что часто обусловлено воспалительными процессами, ранее перенесенными абортами, либо какими-то другими причинами, приводящими к возникновению такой проблемы. Еще одна причина женского бесплодия связана с эндокринным фактором, когда у женщины не происходит овуляция. Есть также причины, связанные с повышенным, либо пониженным уровнем гормонов.

Кроме того, существуют иммунологические условия, когда наблюдается несовместимость спермы и слизи шейки матки. Есть большая группа наследственных факторов, как с женской, так и с мужской стороны, генетические причины. К проблемам с зачатием может привести даже хронический тонзиллит или кариозные зубы. Какие-то из заболеваний, приводящих к бесплодию, можно предупредить, а какие-то нельзя. Поэтому требуется рациональная контрацепция и своевременное лечение любых воспалительных заболеваний.

- С середины 90-х годов на помощь казахстанским семьям, страдающим бесплодием, пришла экстракорпоральная медицина.

Что было сделано за прошедшие годы?

- Сделано очень многое. Благодаря поступательному развитию экстракорпоральной медицины в нашей стране, тысячи пар получили возможность обрести счастье материнства и отцовства. За 27 лет в Казахстане, благодаря программам ЭКО, родились 33 тысячи детей. На первых порах услуги экстракорпоральной медицины были исключительно платными, но уже с конца 90-х годов мы начали говорить о необходимости введения государственных квот на услуги ЭКО. Достаточно высокая стоимость программ ЭКО делала их недоступными для большинства нуждающихся семей. Нам же хотелось, чтобы как можно больше казахстанцев реализовали свои мечты стать родителями. Первые 100 квот были выделены в 2010 году. Постепенно их количество дошло до тысячи, но так как спрос значительно превышал предложение, мы продолжали ставить вопрос о необходимости увеличения программ. Государство нас услышало и так в 2020 году появилась программа «Аңсаған сәби». Благодаря ей ЭКО стало доступно семьям с низким материальным достатком. Сначала программа «Аңсаған сәби» была трехлетней, но наша Ассоциация репродуктивной медицины убедила Министерство здравоохранения продлить ее до 2030 года. Таким образом, за 10 лет запланировано выполнение 70 тысяч программ и рождение 40 тысяч детей.

- Этого достаточно для удовлетворения спроса казахстанцев в программах ЭКО?

- К сожалению, нет. Достаточным можно считать выполнение тысячи циклов на каждый миллион населения. То есть, в Казахстане необходимо выполнять не менее 19-20 тысяч программ ежегодно. Только в этом случае можно говорить о доступности ЭКО для всех, кто в нем нуждается.

- Что предусматривает одна программа ЭКО?

- Программа предполагает один цикл полностью бесплатного лечения, которое в 30% случаев завершается рождением ребенка.

- Сколько клиник в Казахстане занимается ЭКО и насколько велик на него спрос?

- Выполнением программ занимается 31 клиника в восьми регионах страны. Спрос же на ЭКО неизменно растет, как растет и в целом население страны. Если в 2020 году было выполнено 12,7 тысяч программ, то за минувший год уже больше 15 тысяч программ.

- Какова на сегодняшний день стоимость программ ЭКО в частных клиниках и к чему «привязана» цена?

- Все компоненты программ ЭКО импортируются из стран дальнего зарубежья. К примеру, инкубаторы мы закупаем в Австралии, Дании и Германии, катетеры у нас французские и немецкие, среды – японские. Поэтому мы постоянно находимся в привязке к курсу доллара. И если дорожают составляющие программы, то увеличивается стоимость и самих программ. В среднем за год на пять процентов. Сегодня стоимость программ в Казахстане составляет порядка 1,3 млн. тенге. К слову, это ниже, чем в соседних России и Узбекистане, не говоря уже о европейских странах и США. При этом оборудование и технологии, применяемые в казахстанских клиниках, нисколько не уступают западным или европейским. В завершении хотелось бы отметить, что репродуктивная медицина на сегодняшний день стала другой, более технологичной. Оборудование, среды, лекарства, которыми мы располагали еще 20 лет назад и сегодня, сильно отличаются. Поэтому и эффективность ЭКО-программ постоянно растет.


Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии