Учитель русского языка и литературы рассказал о своей работе в «Черном беркуте»

Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РК, в учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими тридцати лет, начального, основного среднего, общего среднего образования. Чем отличаются уроки за решеткой от обычных школьных кабинетов и сложно ли работать со спецконтингентом, передает onenews.kz со ссылкой на МИА "Казинформ".

Марат Конысович работает учителем русского языка и литературы в КГУ «Вечерняя школа отдела образования Житикаринского района» управления образования Костанайской области при РГУ «Учреждение №39» КУИС МВД РК. Здесь он учеников обучает грамоте 14 лет, и за все годы работы ни разу не жалел о своем выборе.

- Расскажите, как начался ваш трудовой путь?

- Моя карьера, так сказать, началась в 1972 году. Я ушел в ряды Советской Армии, позже работал в различных управляющих организациях, в том числе и в советских органах. С 2009 года и по настоящее время, согласно диплому об образовании, работаю в Вечерней школе города Житикара учителем русского языка и литературы. Профильным этот предмет выбрал из-за любви к чтению.

- Как проходит рабочий день? Есть ли отличие от проведения уроков «на гражданке»?

- В нашем учреждении, где обучающиеся уже отбывают наказание, уроки проходят 5 дней в неделю. Урок проходит так же, как в обычной школе: есть расписание, занятие длится 45 минут, обучающимся выдаются учебники, тетради, ручки, учитель работает с доской. Отличие в том, что на моих уроках присутствует не только учитель, но и воспитатель – сотрудник учреждения. Из класса в класс ученики не переходят, передвигается только учитель и всегда в сопровождении работника изолятора.

Важно, что у нас подход к ученикам индивидуальный. Дело в том, что кто-то находится у нас 2 месяца, кто-то полтора года, всё зависит от срока. Когда появляется новый обучающийся, нужно выяснить уровень его знаний и после этого составить для него индивидуальный маршрут, чтобы он смог войти в школьную программу.

- Испытывают ли ученики интерес к знаниям?

- Тут многое зависит от обучающегося и учителя. Я стараюсь привлечь внимание к своему предмету и всячески поддерживаю инициативу. Вообще, я считаю, что педагог не должен свысока общаться с обучающимся, упрекать его в том, что не выучил урок или чего-то не знает. Впоследствии это помогает наладить связь со своими учениками. Конечно, бывает такое, что осужденные не проявляют никакого желания учиться. Тогда на помощь приходит психолог.

- Тяжело ли работать в «закрытой системе»? И есть ли хорошие или плохие ученики в классах?

- Морально - тяжело работать в учреждениях. Люди в форме, досмотр, решётки на окнах. Есть штатный психолог для всех, в любой момент к нему можно обратиться, посоветоваться. Но в целом в нашей системе остаются работать психологически устойчивые. Ты либо можешь работать с такой категорией людей и остаёшься на долгие годы, либо в первые месяцы понимаешь, что это не твоё. Ведь на воле человек не учился, а большой срок позволяет ему получить несколько классов образования. Да, многие осужденные при таких условиях устают учиться. Если брать по успеваемости, то тут сказывается больше их состояние (иногда даже статья, по которой он отбывает наказание).

К примеру, срок отбывают люди с алкогольной и наркотической зависимостью, их память, к сожалению, не позволяет им запоминать большие объемы информации. Был один такой случай, когда я попросил повторить ученика то, что буквально несколько минут назад рассказывал, а он ничего не помнит. Иногда говорят мне: «Я написать не могу». Бывает и такое, но справедливости ради нужно сказать, что есть и исключения. У нас были случаи, когда они шли дальше учиться, но за многие годы моей работы это сделали лишь единицы. Ясное дело, что много было талантливых учащихся, но вот если он наркоман, то это в нем побеждает. Наркотики — это зло.

- Вспоминаете ли Вы первые рабочие дни? И бывает ли Вам страшно на работе?

-Помню, свой первый класс - около 15 обучающихся, все в наколках. Видно, что воспитывались на улице. Но, на моё удивление, урок прошёл спокойно. Главное – не показывать свой страх и относиться к ним, как к обычным ученикам: уважительно и непредвзято. По сути, это дети, у которых в жизни какие-то проблемы. И твоя цель – передать им знания по своему предмету, а не читать нравоучения.

- Дает ли образование положительный эффект в дальнейшей судьбе осужденных ?

- Я считаю своей главной задачей при преподавании сделать из оступившегося, зачастую озлобленного на весь мир человека, полноценного члена общества. Также, как и вся уголовно-исполнительная система работать на исключение рецидива, что оступившийся однажды, не повторял своих ошибок. Практика показывает, что среди учащихся школы рецидив ниже обычных осужденных во много раз. Ну, и как учитель, наставник хочу помочь молодым людям, оказавшимся в местах лишения свободы, осознать свою значимость и полезность, дать им уверенность в возможности поступления в вузы; для жизни на свободе необходимо, прежде всего, дать им образование и профессию.

- Как проводите свободное время?

- В силу своей профессии, конечно же, продолжаю читать художественную литературу, методическую литературу, хотя зрение уже и подводит иногда, люблю гулять на природе, знаете, по-другому отношусь и к свободному времени и к свободе выбора вообще!

-Марат Конысович, Вы работаете, пожалуй, с самой жестокой категорией преступников-психопатов, это пожизненно лишенные свободы. Разговариваете ли Вы с ними о планах на будущее? И есть ли особенности работы именно с ними?

- Согласно моим наблюдениям и опыту, могу отметить, что у них больший интерес к учебе, получению знаний. Находясь в закрытом учреждении, осужденный более осознанно подходят к вопросу саморазвития, происходит переоценка ценностей. Живое человеческое общение в непринужденной обстановке приятно любому человеку, и, по моему мнению, каждый человек достоин его. Других отличительных особенностей нет - все мои ученики, и я как педагог работаю каждый день над тем, чтобы посеять зерно знаний в голове каждого своего подопечного.

Справка: РГУ «Учреждение №39» КУИС МВД РК находится в Костанайской области (город Житикара). Более известно как «Черный беркут», где свой срок отбывают пожизненно лишенные свободы.


Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии