Путешествие в прошлое в горах Семея

Холмистые места и окружающие их бескрайние степи Семейского Прииртышья издревле привлекали людей. Первые поселенцы здесь побывали еще в эпоху палеолита, то есть примерно 40 тысяч лет назад. И с тех пор предгорья Прииртышья являются ареалом обитания множества племен и целых народов, которые сменяли друг друга в результате бесчисленных войн, переселений народов и иных миграционных процессов и течения Истории, передает Onenews.kz со ссылкой на Zakon.kz.
 
Каждый из этих народов оставил после себя орудия труда и оружие, утварь и многое другое, изучая которые можно составить хотя бы приблизительное представление о жизни, быте, культуре и уровне развития этих древних племен. Ну а многочисленные памятники, оставшиеся нам в наследство от далеких предков, сегодня представляют огромный интерес не только для археологов и историков, но и обычных туристов.
Задумывались ли вы, откуда на степных просторах казахского мелкосопочника, простирающихся на сотни квадратных километров, возникли пусть и небольшие, но горные хребты и даже целые комплексы? Этот вопрос задали себе и члены краеведческого общества "Прииртышье", когда стали тщательно изучать окрестные горные массивы, кольцом окружающие Семей на расстоянии от 60 до 100 км от города. Один из них – это горы Дельбегетей.
 
Драконовы горы
Невысокие горы, из космоса выглядящие неправильной восьмеркой, путешественникам видятся причудливыми хребтами гигантского дракона, прикорнувшего на бескрайней степной глади. В Зайсанской котловине в 1959 году нашли кости и скорлупу яиц динозавров. Недаром отложение окаменелостей в Зайсане называют "динозавровым". Возможно, эти легенды легли в основу одного из названий Дельбегетейских гор, дошедших до нас – Драконовы горы.
 
Так вот, эти Драконовы горы, как показали исследования ученых, настоящая астроблема – звездная рана Земли, образовавшаяся в результате падения астероида, расколовшегося на две части еще в атмосфере.
 
По сути, горный массив – это кратер, который образовался в результате мощнейшего удара в месте столкновения небесного тела с земной твердью. И это достаточно хорошо можно видеть, если тщательно изучать фотоснимки, сделанные спутником из космоса. Вполне вероятно, что в этом месте миллионы лет назад упал не один "гость из космоса", а две его части. В результате падения их кратеры смешались между собой и в таком виде застыли на века. Причем причудливость форм горам придало то, что астероиды падали не на сушу, а в воды древнего палеозойского моря, которое простиралось в этих местах в давно минувшие эпохи.
 
Для членов краеведческого общества "Прииртышье" в Семее горы Дельбегетей – неистощимый источник новых знаний и бесконечного поиска. Сюда исследователи родного края готовы приезжать вновь и вновь, не уставая удивляться богатствам этого края, его удивительной истории, красотам горного ландшафта, изрезанного изумрудными долинами и причудливыми, не похожими друг на друга утесами и гротами.
 
Сюда же вместе с краеведами приезжают любопытные туристы и путешественники, интересующиеся древностями Семейского Прииртышья.
 
Благодатный край
Любопытно, но есть и еще одно значение названия гор Дельбегетей. В переводе с древнекитайского это слово означает "благодарный", "благосклонный" или "благообильный". И точно, эту гористую местность, богатую долинами и ущельями, можно смело назвать благодатным краем.
 
Достаточно сказать, что именно здесь было обнаружено единственное в Казахстане месторождение изумрудов, названое Альжановское, где еще до недавнего времени шла добыча драгоценных и полудрагоценных минералов.
 
Ныне покойный геолог Александр Сухоруков однажды рассказывал, что внутри кратерных чаш можно увидеть многочисленные миаролы – вертикальные трубообразные отверстия в граните, заполненные кристаллами микроклина, раухтопаза, топаза, турмалина и гелиодора. В приконтактовой части гранитов астроблемы с осадочными породами можно найти стяжения графита, в котором наверняка должны быть импактные алмазы! Чтобы еще раз осмотреть эти удивительные места, где в гротах и ущельях спрятались от любопытных глаз полудрагоценные камни и удивительной красоты минералы, члены краеведческого общества "Прииртышье" отправились навестить своего старого знакомого – ущелье, условно названное краеведами "Лабиринт" за причудливые ходы.
 
Впервые в это ущелье краеведы попали практически случайно, лет 13-15 назад. Как вспоминает председатель краеведческого общества "Прииртышье" Марат Сасанов, в тот раз краеведов сопровождал в поездке настоятель Воскресенского собора, протоиерей отец Феодор Прокурин. Батюшка живо интересовался историей своего родного края, много ездил с краеведами и журналистами. Вот и в тот день они в очередной раз открывали для себя тайны гор Дельбегетея.
 
"Мы проезжали мимо горного кряжа, как вдруг я заметил между сплошной стеной скал практически незаметный издали проход. Конечно, мы наведались в это неизвестное нам ущелье. И когда зашли в него, были поражены его величественной и таинственной красотой", – вспоминает Марат Сасанов.
Действительно, величие этого места просто поражает воображение. Высокие скалы самых причудливых форм с одной стороны представляют сплошную стену, по которой невозможно забраться без специального альпинистского снаряжения, а вот другая стена ущелья испещрена гротами и каменными галереями, по которым вполне можно пройтись.
 
"Горы здесь удивительно красивы по своей форме. За тысячи лет ветер хорошо поработал над ними, придав фантастические образы. Глаз радуется, глядя на эти красоты", – говорит член краеведческого общества "Прииртышье" Павел Жуков.
 
Кстати, по его словам, еще в свое первое посещение краеведы тщательно исследовали ущелье и обнаружили на скальной породе потеки несформировавшейся до конца твердой субстанции драгоценного вещества – мумие.
 
Позже краеведы узнали, что в середине 1970-1980 годов в этом ущелье велась добыча черного хрусталя – мориона. Его еще называют "ведьмин камень". Кстати, Марату Сасанову как-то посчастливилось найти морион чуть ли не под ногами. Несколько лет назад этот камень передали в дар высоким гостям, посетившим Семей.
 
"В этих местах шла добыча бериллов, аквамаринов, маленьких изумрудов старательской артелью. Но эти разработки сейчас заброшены, потому что небогатые рудные жилы достаточно быстро истощились. Но и сегодня недра Дельбегетейских гор богаты на красивые камни. Не зря одно из ущелий называется Топазовым, а одна из горных вершин – Хрустальной", – рассказывает Павел Жуков.
Кстати, и на этот раз Марату Сасанову крупно повезло: исследуя одну из стен Лабиринта, краевед обнаружил небольшой камешек аметиста.
 
"Дельбегетей – очень необычный горный край. Такое ощущение, что в этом месте специально кто-то собрал все богатства недр нашего края. Да, многие рудные жилы истощились, но эти горы можно сделать музеем-заповедником геологической науки Прииртышья. Ведь не только минералы здесь находили, но и не менее редкий и очень ценный в древности металл – олово. Он входил в состав бронзы – единственного сплава, который был известен в эпоху саков. Если сюда, в Дельбегетей, привозить группы школьников и туристов, они за несколько часов общения с природой познают многие тайны земли и истории родного края", – предложил Павел Жуков.
Древние рудокопы
Удивительно, но до наших дней в Дельбегетее чудом сохранились практически в первозданном виде копи и рудники древних рудокопов. Один из таких комплексов, включающий в себя шахту рудника, поселение и небольшой некрополь, изучали археологи во время казахстанско-германской экспедиции, работавшей в Дельбегетее в течение нескольких археологических сезонов.
 
"Наши горы дают счастливую возможность изучить древние шахты, поселения рудокопов, их погребальные комплексы в первозданном, ненарушенном виде", – говорит краевед.
Кстати, помимо этого комплекса в горах Дельбегетея сохранилось до наших дней огромное количество археологических памятников – могильников, курганов, поселений и стоянок, начиная с эпохи неолита и бронзового века. И все это время Дельбегетей постоянно населяли люди. И это неудивительно, учитывая, что здесь протираются удобные горные пастбища – идеальное место для джайляу.
 
Следы пребывания человека в этих горах краеведы видят постоянно. Вот и на этот раз, поднявшись на одну из вершин, в одном из гротов обнаружили ранее неизвестные науке наскальные рисунки, писаные охрой. Они до такой степени мелкие, а сохранность такая плохая, что с первого раза точно определить сюжетные линии писаниц (наскальных рисунков) пока не удалось.
 
Чарская ярмарка
В окрестностях села Малая Карасу, что в 60 км от Семея у речки Гурбанчар, более века назад дважды в год (весной и осенью) проходила Чарская ярмарка – вторая по значимости и объему товарооборота в Казахстане в период с конца XIX до начала ХХ веков.
Как рассказывает Марат Сасанов, Чарская ярмарка всегда была строго специализированной: на ней торговали исключительно скотом. Другое дело, что скот этот чаще всего обменивали на товары народного потребления: ткани, чай, посуду и многое другое. Ярмарки привлекали жителей дальних аулов возможностью приобретать отсутствующие в отдаленных волостях продукты и разнообразные изделия фабрично-заводской промышленности.
 
Любопытно, что эти сведения подтверждаются и многочисленными находками, сделанными краеведами "Прииртышья". Во время одной из своих экспедиций они обнаружили несколько десятков свинцовых пломб, которыми в конце XIX – начале ХХ веков торговцы запечатывали рулоны ткани, посуду и другие товары, и также небольшие кованые замки, запирающие сундуки с товарами. Удалось даже установить, кому именно принадлежали привезенные на Чарскую ярмарку товары.
Были периоды, когда годовой оборот Чарской ярмарки достигал астрономической по тем временам суммы – 310 тысяч рублей! Для сравнения, в царской России в начале ХХ века цена коровы составляла всего 3 рубля. Так что подсчитать объем торговых операций во время двухнедельной ярмарки не составит особого труда.
 
В целом торговые обороты Семипалатинской области в конце XIX века были весьма впечатляющими. Учитывая, что на всей территории современного Казахстана проходило 106 ярмарок, из которых 28, то есть практически четверть, приходились именно на Семипалатинскую область. И оборот здесь достигал 2,8 млн рублей. В целом же по Казахстану ярмарочный торговый оборот составлял около 82,5 млн рублей.
 
Можно сказать, что движение скота в каждом новом году начиналось именно с Чарской ярмарки. Отсюда практически весь купленный скот перегонялся в Омск, а непроданный направлялся в Куянды, куда, кроме местного, перегоняли и семиреченский скот, на Атбасарскую и Акмолинскую ярмарки, где распродавался скот, не проданный на первых ярмарках. Следующим этапом были Тургайская область и станица Звериноголовская близ Петропавловска, где приобретенный скот забивали и уже в виде мяса и кожи перенаправляли в российские губернии.
 
"Эта торговля представляла собой даже не продажу, а скорее обмен продуктов кочевников-скотоводов на фабрично-заводские товары", – пояснил Марат Сасанов.

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии